Что такое аквапланирование?
Помогут ли шины избежать аквапланирования на дороге?
Сам термин аквапланирование в шинном бизнесе появился приблизительно одновременно с изобретением направленных дождевых шин, а потому его смело можно относить к маркетинговым. Эдакая страшилка для автолюбителей для стимулирования их к покупке более дорогих шин. Хотя, смысл для потребителя эта характеристика (противодействие аквапланированию) таки имеет, хоть и не настолько важный, как пытаются представить производители и продавцы шин.
Итак, аквапланирование – это полная потеря контакта шины с дорожным покрытием вследствие образовавшегося между дорогой и колесом водяного клина. Результатом аквапланирования является полная или частичная кратковременная потеря управляемости автомобиля. Очевидно, что явление это возможно только на дороге, на которой присутствует вода (например, в сильный дождь и/или большая лужа), ну а последствия его напрямую зависят от текущей скорости, конкретной ситуации на дороге, а также от способности водителя сохранять хладнокровие в экстремальной ситуации.
По сути своей, аквапланирование – явление очень временное и может длиться доли секунды, но к сожалению, этого времени иногда оказывается достаточно для крупных неприятностей на дороге. Исходя из законов физики, момент, в который наступит полная потеря контакта шины с дорогой (и наступит ли он вообще), напрямую зависит от массы автомобиля, приходящейся на колесо, скорости движения и толщины водяной пленки на дороге. Причем основным фактором является именно скорость! Именно от скорости зависит сила, выталкивающая автомобиль на поверхность воды.
Ну и в какой-то степени этот момент зависит от эффективности, с которой шина отводит воду из пятна контакта с дорогой. Навряд ли можно назвать этот фактор не то, что решающим, а даже сколько-нибудь значительным. Нужно также понимать, что для полной потери управляемости, аквапланирование должно одновременно случиться, как минимум, на двух колесах одной оси, причем гораздо хуже, если эта ось – передняя.
Как избежать аквапланирования?
Исходя из факторов, определяющих момент наступления аквапланирования, основным способом избежать потери управляемости является банальное соблюдение правил дорожного движения (ПДД) и снижение скоростного режима во время дождя и на мокрой дороге. Какая бы дорогая и эффективная в плане устойчивости к аквапланированию резина не была установлена на Вашем автомобиле – это ни в коей мере не должно Вас расслаблять – осторожность на дороге – главное.
Нередко даже опытные водители становятся жертвами аквапланирования, пытаясь применить в такой ситуации тактику избежания заноса при скольжении. Тут нужно понимать, что между аквапланированием и скольжением огромная разница, как с точки зрения физики, так и с точки зрения поведения автомобиля. Поэтому, не следует путать аквапланирование, которое наступает только на высокой скорости, со скольжением на мокрой дороге (обычно бывает в самом начале дождя).
Если Вы почувствовали, что машина «уплывает» и Вы уже не контролируете траекторию ее движения, ни в коем случае не делайте никаких резких движений, ни руками (руль), ни ногами (педали). Просто отпустите педаль газа и очень скоро управляемость хотя-бы частично восстановится, после чего Вы сможете осторожно продолжить движение в зависимости от ситуации. Ни в коем случае в таком случае нельзя резко нажимать на газ, тормоз или изменять положение руля – неконтролируемый занос практически гарантирован.
Но главное, помните, что такую ситуацию гораздо проще и правильнее просто не допустить, чем выпутываться из нее целым и невредимым.
Есть ли смысл в дождевых шинах?
На определенном этапе производители шин ополчились на борьбу с аквапланированием и стали выпускать специализированные дождевые шины, как правило, с направленным рисунком протектора, который должен лучше отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Такие шины и смотрятся на машине красивее классических, и стоят соответственно дороже. Являются ли дождевые шины панацеей?
Очевидно, что в случае, если шина грамотно разработана, с проведением необходимых расчетов и испытаний - рисунок протектора действительно будет выводить больше воды с пятна контакта за определенный промежуток времени. Но это касается только качественных шин ведущих производителей. Если за одну цену Вы можете купить китайскую дождевую резину всемирно известного производителя «Noname», либо классическую шину авторитетного бренда – однозначно лучше выбрать классику. Не исключено, что у качественной классической шины противодействие аквапланированию окажется лучше.
Но, в целом, в применении к выбору шин нужно понимать несколько важных моментов, связанных с противодействием аквапланированию:
1. Ни одна шина не гарантирует, что аквапланирования точно никогда не случится. Любая шина (даже ненаправленная классическая) должна отводить и отводит воду с пятна контакта шины с дорожным покрытием, просто одна шина это делает лучше, другая – хуже. Поэтому для любой шины существует критический баланс толщины водяной пленки на дороге, массы автомобиля и скорости, при котором она (шина) в любом случае потеряет контакт с дорогой.
2. Разница в моменте наступления аквапланирования у классической и дождевой шин (примерно одного качества) – это просто какие-то километры в час, скорее всего даже не их десятки, поэтому покупка дождевой резины никак не должна отразиться на Вашем поведении.
3. Сама форма рисунка протектора дождевой резины предполагает, что при прочих равных дождевая шина будет более шумной, чем классическая, кроме того, изнашивается направленный протектор шины несколько быстрее классического.
Подводим итоги: в целом, хорошая дождевая резина однозначно лучше ведет себя при попадании в водяной слой на высокой скорости – это факт. Но наличие таких шин можно условно сравнить с наличием подушек безопасности в автомобиле – хорошо, когда они есть, но дай Бог, чтобы они никогда не пригодились. При этом, никакой истерии и панике поддаваться не следует – на классической резине можно долго и безопасно ездить, просто нужно всегда соблюдать элементарные правила безопасности на дороге. Дурака не спасет никакая резина, даже самая модная или дорогая.
http://avtoshyna.info/akvaplanirovanie.html