Цены на бензин в России продолжат свой рост, медленно, но верно приближаясь к европейской планке. Помешать нефтяным компаниям поднимать цены пытается Федеральная антимонопольная служба, однако эксперты считают, что сделать это ей не удастся.
За один только май месяц стоимость автомобильного топлива выросла на 6% по отношению к апрелю и на 13,5% в сравнении с маем прошлого года. При этом с начала года бензин подорожал на 8,7%. Таковы данные отчета, подготовленного Росстатом.
Больше всего за май подорожали «бюджетные» виды бензина: А-76 (АИ-80) и АИ-92 — на 6,3%. Не сильно отстал АИ-95: его рост составил 5,2%. Дизельное топливо прибавило в цене 3,5%.
Таким образом, если в конце прошлого года в рознице литр бензина марки А-76 (АИ-80) стоил 20,09 рубля, то уже спустя пять месяцев его средняя цена подскочила на 3 рубля — до 23,21 рубля. Цена бензина АИ-92 в декабре 2010 года составляла 23,42 рубля, а в мае 2011 года — уже 25,11 рубля. Средняя цена на АИ-95 поднялась с 25,29 рубля в декабре до 26,89 в мае. Дизельное топливо подорожало за пять месяцев почти на полтора рубля — с 23,10 до 24,43 рубля.
Самый большой рост цен отмечен в Забайкальском крае — на 14,2%. Для сравнения: в Москве и Петербурге потребительские цены на бензин за прошедший месяц в среднем повысились на 7,3% и 3,4% соответственно.
При этом в разных регионах стоимость топлива сильно разнится. Например, зафиксировано, что дороже всего АИ-92 в мае обходился жителям Чукотки: на местных заправках его средняя цена составила 37,7 рубля за литр. А в Кемерово бензин этой же марки продавался по 21,62 рубля за литр.
Между тем, исследовательский центр «Кортес» предоставил BFM.ru еще более удручающие цифры. По данным компании по состоянию на 24 июня, изменение цен с начала года по АИ-92 в среднем составило +15,6%, по АИ-95 — +11,8%.
Практически сразу после публикации данных Росстата с очередным громким заявлением выступил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он снова подверг критике нефтяные компании, напомнив, что цены на бензин могут изменяться не только в сторону повышения.
«Мы обращаем внимание компаний на тот факт, что тенденция к повышению цен на нефть стала неустойчивой, и цена даже снижается. Мы предупредили компании, что если ценники не будут переписываться вниз, то будут возбуждены новые антимонопольные дела», — припомнил Игорь Артемьев.
Глава ФАС также сообщил, что решение по делам в отношении «Роснефти», «Газпром нефти», и ЛУКОЙЛа будет вынесено уже осенью этого года. По его словам, скорее всего, эти дела завершатся большими штрафами. Точный размер их пока не определен, но это будет более 1% от годового оборота компаний.
«1% — это когда компания добровольно устраняет нарушения. В данной ситуации имеет место рецидив: компании за два года нарушали антимонопольное законодательство уже три раза. Если они согласятся с обвинениями, штраф может быть снижен», — намекнул глава ФАС.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что для того, чтобы отрегулировать нефтяные цены и равномерность снабжения на топливном рынке, «нужно делать что-то большее, чем ручное управление ими в приказном порядке».
«Когда ФАС жалуется, что нефтяные компании не снижают цены на автозаправках сразу же после того, как падает цена на сырую нефть на мировых рынках, то здесь есть некое лукавство. Дело в том, что налог на добычу полезных ископаемых меняется с периодичностью 1 раз в месяц, он привязан к экспортной цене на нефть. Если экспортная цена на нефть понизилась в начале месяца, то нефтяным компаниям придется ждать еще целый месяц до того, как у них понизится ставка этого налога. Они просто не в силах до этого момента опустить цены на бензозаправочных станциях. То есть этот немаловажный момент пропагандисты из ФАС каким-то образом упускают», — пояснил эксперт.
По словам Крутихина, в дальнейшем цены на бензин в России вырастут еще больше. «Может быть медленно, но цены будут приближаться к европейским. Сейчас в нашей стране цена топлива намного меньше, чем даже в нефтедобывающих государствах Европы, например, в Норвегии. Там на заправке бензин будет стоить в переводе на наши деньги 65 рублей за литр, а дизельное топливо — 55 рублей. Там, как и в России, правительство изымает большую часть прибыли нефтяных компаний в виде налогов. А так как у нас та же самая система, то нам есть, куда расти в плане цен», — объяснил Крутихин.
Директор департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые консультации / Morison International» Александр Шток объясняет непрерывный рост цен на бензин тем, что при снижении цен на нефть на мировых рынках топливо внутри страны дешевеет гораздо медленнее. «В результате, государство постоянно вынуждено вмешиваться в ситуацию на топливном рынке, сдерживая цены, что нефтяным компаниям не нравится», — отметил эксперт.
Напомним, в конце декабря 2010 года ФАС по результатам предварительного анализа направила нефтяным компаниям письма с требованием разъяснить причины роста цен и предостережением от их необоснованного повышения. Однако рост цен продолжился: с октября 2010 года по конец января 2011 года он составил 53% на зимнее дизельное топливо. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.
Вмешательство правительства
Напомним, история с попыткой в ручном режиме управлять ценами на бензин началась в феврале 2011 года. К тому моменту в России назревал топливный кризис, уже затронувший многие регионы страны — бензин исчез с АЗС независимых заправщиков, а крупные компании отпускали его с ограничениями и по высоким ценам. В ситуацию вмешался премьер-министр Владимир Путин, заподозривший сговор крупных компаний и 9 февраля поручивший ФАС незамедлительно начать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо. В этот же день ФАС возбудила дела в отношении «Газпром нефти», «Роснефти» и ЛУКОЙЛа за нарушение закона о конкуренции.
На прошлой неделе российское правительство приняло решение сохранить повышенную экспортную пошлину на бензин с 1 июля. Ранее чиновники неоднократно называли введение повышенной пошлины временной мерой и обещали отменить ее, когда разрешится проблема с дефицитом бензина. Действие повышенных пошлин было решено продлить на июль, то есть на третий месяц подряд, а значит, проблему решить до сих пор не удалось. Мало того, в некоторых регионах снова возник бензиновый дефицит.
Новость на сайте «BFM.RU»